четверг, 5 мая 2016 г.

День Ярило

 Встреча Ярилы Весеня — праздник Весеннего-Ярого Солнца, Солнечной-Мужской Яри, что оплодотворяет — «отмыкает» по весне Землю-Матушку, вздымает к Небу златые колосья на полях жарким летом да ярит всяк живот поднебесный, как великий, так и малый. Отмечается Ярила Вешний 23 цветеня/апреля-месяца. О сию пору закликается-славится Ярый Бог всем честным миром:

  ЯРИЛО-ВЕСЕНЬ ВО ЯРИ ЕСИ ВО СИЛЕ СТАНИ КОЛОМ ВОСПРЯНИ ВОЗЪЯРИ СОЛНЦЕ ЗЛАТОЕ ДОНЦЕ РАЗМЕТИ СТРЕЛЫ ВО ВСЕ ПРЕДЕЛЫ ПРЕБУДИ ЯРЕН ПРЕБУДИ СЛАВЕН БУЕМ ВОССТАНИ ПРЕБУДИ С НАМИ! СЛАВА! ГОЙ!

  Волхвы приносят требу Ярому Богу — яйцами (куриными, утиными, гусиными) да зерном белоярым, рекут слова:

 ВЫРЕЙ-ОРЕПЕЙ СЕМЯ СВЯТО СЕЙ ВЕЙ ОКРЕСТ ПОЛЕЙ СВЕТА СУРЬЮ ЛЕЙ ПЕРЕКРЕСТ ОГНЕЙ ЖАРА НЕ ЖАЛЕЙ РОДИ ЯРЬ ПОЛЕЙ ЗЕМЛЕ БЛАГО ВСЕЙ! ГОЙ!

 Призывают Силу Ярилы на луга да нивы:

  ЯРО БУДИ ВЩЕ-ТО ЖИВО ВЩЕ-ТО ЖИВО ЯРО БУДИ ВОЗРОДИ ВОЗЪЯРИ ЖИТО ЯРО ЖИТО ЯРО БУДИ ВЩЕ-ТО ЖИВО ЯРО БУДИ ЯРО БУДИ ВЩЕ-ТО ЖИВО! ГОЙ!

 После того, как должная треба принесена, и отзвучали все подобающие сему действу славления, народ выходит во чисто поле, зовёт-кличет Ярилу — простирают руки к востоку, «прогуживая» слог «ЯР» («ЯРЕ»). Через какое-то время на «Белом Коне» (двух или нескольких молодцах, переодетых Конём) появляется Ярила — принявший в себя Силу Ярого Бога юноша, обнажённый по пояс, разукрашенный обрядными узорами и особыми Солнечными чирами (Коловратами и проч.). Во деснице (правой руке) его символ Жизни — сноп колосьев, во шуйце (левой руке) его знак Смерти — череп. Тако же с собой он привозит Яруна — деревянный расписной гой[1] либо куклу с ярко выраженными мужскими принадлежностями (сего Яруна торжественно «хоронят» на Купалу, о чём будет рассказано далее). Народ радостно и с почестями встречает Ярилу — чествует хлебом-солью да земными поклонами, пивом пенным да славословием вдохновенным:

  ПРИЕХАЛ К НАМ МЛАДОЙ ЯРИЛА ЯРЫЙ БОГ НА БЕЛОМ КОНЕ ЗЕЛЕНЫЙ КАК ТРАВУШКА РОСИСТЫЙ КАК РОСА ПРИВЕЗ ЖИТА КОЛОС ДА ОТ СОЛНЦА ДОБРУЮ ВЕСТЬ! СЛАВА ЯРИЛЕ! ГОЙ!

 Ярила принимает дары и благословляет народ. Волхвы рекут:

  ХОДИЛ-БРОДИЛ ЯРИЛА ПО ВСЕМУ БЕЛУ СВЕТУ ПОЛЮ ЖИТО РОДИЛ ЛЮДЯМ ЧАДЫ ПЛОДИЛ КУДА ЯРИЛА НОГОЮ ТАМ ЖИТО КОПНОЮ КУДА ОН ВЗГЛЯНЕТ ТАМ ЯРЬ ВЗЫГРАЕТ! СЛАВА ЯРИЛЕ! ГОЙ!

 Затем Ярила ведёт народ в поле — туда, где заранее приготовлена в земле лунка, смоченная водой и пивом. Впереди несут немалых размеров деревянный гой, глава коего опалена в Огне. Волхвы по дороге рассыпают зерно, рекут:

  ЯРИЛА ПО ПОЛЮ ХОДИТ ВЕСНУ КРАСНУ ДЕВУ ВОДИТ В ЗЕМЛЮ СЕМЯ РОНЯЕТ НЕЖИТЬ ПРОЧЬ ПРОГОНЯЕТ В НЕБЕ СОЛНЦЕМ ИГРАЕТ ЖИВУШКУ ЗАКЛИКАЕТ! СЛАВА ЯРИЛЕ! ГОЙ!

 Когда приходят на место, просят Ярилу «отомкнуть» Землю:

  ГОЙ ТЫ ЯРИЛА ОГНЕННА СИЛА С НЕБА ГРЯДУЧИ ТЫ ВОЗЬМИ КЛЮЧИ ОТОМКНИ ТЫ МАТЕРЬ-ЗЕМЛЮ СЫРУ ПУСТИ ТЕПЛУ РОСУ ДА НА ВСЮ ВЕСНУ НА СУХО ЛЕТО ДА НА ЯДРЕНО ЖИТО! СЛАВА ЯРИЛЕ! ГОЙ!

 Либо:

  ЯР-ЯРИЛО ВСТАВАЙ РАНО ОТМЫКАЙ ЗЕМЛЮ ВЫПУСКАЙ РОСУ НА ТЕПЛО ЛЕТО НА БУЙНО ЖИТО НА КОЛОСИСТО НА ЯДРЕНИСТО! СЛАВА ЯРИЛЕ! ГОЙ!

 Опалённым деревянным гоем Ярила «творит зарод» Земле. Кого при вершении сего обдаст из лунки брызгами, тому — благо! При сём рекут:

 ЯРИЛО-ЯРИЛО ЯВИ СВОЮ СИЛУ! ЯРЬЮ ВОЗЪЯРИ ХМЕЛЕМ ВОСХМЕЛИ СПОРЫШЕМ ВЗОЙДИ СОКОЛОМ ВЗЛЕТИ СТРЕЛЫ РАЗМЕЧИ СЕМЯ ПРОРОСТИ КОЛОСОМ ЖИВЫМ СОЛНЦЕМ ЗОЛОТЫМ ЯРИЛО-ЯРИЛО ЯВИ СВОЮ СИЛУ! ЯРИЛО-ЯРИЛО ЯВИ СВОЮ СИЛУ! ЯРИЛО-ЯРИЛО ЯВИ СВОЮ СИЛУ! СЛАВА ЯРИЛЕ! ГОЙ!

 Когда обряд завершён, волхвы подбрасывают крашеное красным яйцо высоко вверх, а затем кладут на дно лунки и зарывают вместе с оставшимся зерном. Все кланяются Земле и Яриле, после чего обычно устраивается братчина — хмельная и всякими яствами обильная... Далее следуют игры, скоморошины, гадания (например, такое: с невысокого холмы скатывают яйца и смотрят, чьё яйцо, не треснув, укатилось дальше всех), забавы молодецкие — кулачный бой «стенка на стенку» либо «сам на сам» да иное боренье — меренье силушкой богатырской, а тако же хождение по горячим углям — во славу Ярого Бога! На Огнь рекут слова вещие:

  ГОЙ ТЫ ОГНЬ ЧЕСТНОЙ КУДРЯМИ ЗЛАТОЙ ЯРО ГОРЯЩИЙ НА НЕБО ЗРЯЩИЙ РАССТЕЛИ УГЛЯМИ ЖАРКИМИ ДОРОГУ ДО СВАРОЖЬЕГО ПОРОГА НОГ НАШИХ НЕ ОБОЖГИ А ИНО ВСЕ ИЗОЖГИ! ГОЙ!

  Как правило, о сию же пору (или немного раньше, но не ранее Весеннего Равноденствия — Праздника Новолетия в Яви) ставится на чистом месте, рядом с Капищем, Годовой Запис — буеглавый четырёхгранный столб, разделённый небольшими зарубками на три части: Верхнюю, Срединную и Нижнюю. Четыре грани его располагаются по четырём сторонам света белого и соответствуют четырём временам года. Три части — олицетворяют три мира: Правь Небесную — мир Богов, Явь Земную — мир Людей, и Навь Подземья — мир Духов. Записом сей столб именуется потому, что в течение всего года на нём записываются — вырезаются чиры и чароставы (простые и составные волховские знаки) как самих Святодней, отмечаемых всем Родом (всей Общиной), так и тех Богов и Прибогов, кои во дни сии от веку славятся — всё по Искону Русскому. Каждому чиру и чароставу соответствует своё место на Записе: смотря по времени года, на кое приходится тот или иной Святодень, по значимости Божества, Коему сей Святодень посвящён, а тако же — по положению сего Божества во Тремирьи... К установке Записа волхвы готовятся заранее: постятся, бодрствуют всю предшествующую ночь — творят коби, восхищаясь душами до Неба, где общаются с Богами, испрашивая у Них советов и наставлений для всего Рода. Наутро — выкапывают нужного размера яму, кладут на дно её камень — Твердь Сварогову, Самого Алатыря-камня зримый образ, сыплют на него требное зерно, льют пиво — просят у Родных Богов Силы, а у Земли-Матушки — поддержки для зачинаемого дела. После чего — собирают народ, рекут о том, что поведали им Боги, призывая в свидетели души Предков. Затем всем миром утверждают-ставят Запис, славя Всебожье Родово и желая доброго мира и всяческих благ Всемирью...

Комментариев нет:

Отправить комментарий