пятница, 29 апреля 2016 г.

Магия Белтайна

Магические обряды Бельтайна

Для начала немного о самом празднике.

   В сети, кроме названия "Бельтайн", можно встретить такие названия как: Белтейн (Beltane, англ.), Бьялтане (Bealtaine, ирл), Бьялтинн (Bealltainn, шотл), Галан-Май (в Уэльсе).
    Слово (в самом простом переводе) происходит от «beal» - сияющий и «taine» - «огонь», то есть буквально «Белтайн» переводится как «Сияющий Огонь», но у континентальных кельтов существовал бог солнца Бел или Беленус, поэтому многие считают, что праздник посвящен именно ему. Соответственно, «Белтайн» можно перевести как «Огонь Бела».
    Еще праздник 1-го мая называли: Cétsamon - «Начало лета» (в Ирландии), Boaldyn и May Day (о. Мэн), Calan Mai и Calan Haf – «Майский день» и «Начало лета» (Валлийское), Kala Hañv – «Летнее собрание» (Бретонское), Calá M – «Первое Мая» (Корнуолл).

    Белтайн являлся вторым из двух самых основных и важных праздников кельтов. Праздновался он в ночь на 1 мая (в противоположность Самайну, который праздновался в ночь на 1 ноября). С Белтайна начиналась светлая половина года. Считается, что Парталон – первый житель Ирландии, вступил на ее землю именно 1 мая. Так же в Бельтайн прибыли и племена богини Дану. И в этот же день сыновья Миля захватили Ирландию.
    Но стоит помнить, что Земля несколько изменила орбиту с того давнего времени, и календари у нас не очень совершенны, да и сами кельты могли связывать праздник не с конкретной датой, а с каким-нибудь явлением - например, с цветением боярышника. Поэтому истинная дата Белтайна сейчас лежит где-то в промежутке между 1 и 5 мая.

    Основное торжество в древней Ирландии проходило на холме Уснех (Uisneach).

Праздничные обряды, связанные с огнем

    Самым важным ритуалом этого праздника, как и Самайна, является разжигание друидами двух больших костров на вершине холма вблизи селения.
    В Уэльсе обряд проводился следующим образом. Хворост из 9 разных деревьев собирали 9 мужчин селения (вероятно, самых выдающихся). Предварительно они убеждались, что ни у кого нет какого-либо железного предмета. Хворост складывался на вершине холма. Ветки хвороста складывали крест-накрест, вокруг места для костра рыли небольшой ров. Затем друид или самый почетный человек селения с помощью двух дубовых щепок и путем трения разжигал огонь. Иногда разжигалось два костра рядом. Назывались костры «Coelcerth».
    В Шотландии так же разжигалось два костра. Причем один костер находился на земле, а второй на каменном возвышении – «carne». Огонь добывался все так же естественным способом (tein-oigin – «примитивный огонь»).

    В канун праздника «старый» огонь гасился во всех домах, скот выгонялся из стойбищ и гнался к основным ритуальным кострам. Когда друиды заканчивали петь гимн богу Солнца, жители трижды обходили по рву костры и три раза прогоняли свой скот между двух костров, чтобы избавить животных от разных болезней и очиститься самим. От костра зажигались факелы, с которыми люди обходили свои поля и дома. От этих же факелов зажигали огонь в очагах.
    Зажечь свой очаг от священного огня было своего рода привилегией. Потому что те, кто не заплатил долги до праздника, был виновен в краже или иных преступлениях, не получали этого огня. В некоторых областях новый огонь нужно было выкупать у друидов или короля.

Жертвоприношения

     На ритуальном костре выпекалась большая овсяная лепешка. Ее делили на столько кусков, сколько было парней на празднике. Один из кусков закрашивали углем до черноты. Далее все куски скидывались в шапку, и каждый парень должен был, не глядя, вытащить кусок. Тот, кому «повезло» вытащить черный кусок считался «посвященным» и должен был либо прыгать три раза через костер, либо весь год носить обидную кличку «Cailleach bealtine», которую приближенно можно перевести как «первомайская старуха» (в других источниках – «мужик»). Так же «посвященного» могли символично бросить в костер или так же символично разрезать на части. К «посвященному» могли относиться неприязненно весь год либо вообще считать мертвым.

    В Уэльсе был подобный обычай, но пеклись круглые лепешки из овсяной муки. Особая лепешка делалась из непросеянной, бурой муки. Лепешки разламывались на четыре части и складывались в специальную сумочку для муки. Тот, кому доставался особый кусок, должен был три раза перепрыгнуть через костер или трижды пробежать между двух огней.
    Скорее всего, в более древних обрядах, человека действительно приносили в жертву богам. Жертва выбиралась либо из пленников, либо по жребию – тот самый черный кусочек пирога и есть жребий. Потом человеческие жертвы были заменены на животные (например, на о-ве Льюис приносили в жертву овцу), а еще позже от древних обрядов остались только игры, а в качестве жертвы выступал специально испеченный пирог.
    Все эти обряды были призваны для привлечения удачи людям на весь следующий год.

Обряды, связанные с едой

    На костре (праздничном или дополнительном) пекли праздничный пирог, называемый «гарниган» - «сделанный в ручную пирог». Есть упоминание о том, что пекся пирог между девятью и десятью часами утра. И тесто для него замешивалось на руках без применения каких-либо дополнительных предметов. После того, как пирог будет готов (он выпекался на камнях, расположенных рядом с костром), готовым его можно было класть только на детскую ладошку, но не на стол или тарелку. Этот пирог мог быть как специальной жертвой, так и праздничной едой.

Обряды, связанные с плодородием, мужским и женским началом

    Бельтайн был праздником плодородия, где в качестве связи между Небом (мужское начало) и Землей (женское начало) выступало Майское дерево, которое устанавливалось в центре селения. Для этого Дерева в разных областях могли использовать березу, тополь, ясень.
    Майское дерево было обычным шестом, сделанным из ствола дерева, очищенного от веток. К верхушке шеста привязывали цветные ленты, держась за которые люди танцевали вокруг «дерева». Когда шест оказывался плотно завернутым лентами, движение танца начиналось в другую сторону – движение то в одну сторону, то в другую, символизировало перемещение энергии между Землей и Небом, благодаря которой все растет и развивается.

    Этот день не зря считался днем, когда сходятся мужское и женское начала. Белтайн считался не благоприятным днем для совершения долгосрочного брака, так как в этот праздник совершались т.н. greenwood браки – «браки зеленого леса», когда незамужние парни и девушки уходили в лес и уединялись парами. Это было благоприятное время для зачатия ребенка. Если беременность проходила хорошо, то дети, зачатые в Бельтайн рождались в другой священный праздник - Имболк. Нужно отметить, что практически для всех древних народов секс не являлся чем-то запретным, а наоборот, служил символом плодородия и движения жизненных сил в природе. После празднования Бельтайна семьи разделялись - часть уходила на дальние пастбища пасти овец, а часть оставалась в селениях заниматься хозяйством. Поэтому это была еще и ночь перед расставанием.

    Так же на празднике выбирались Майский Король (мужчина, победивший в ритуальных состязаниях) и Майская Королева (самая красивая девушка селения). Между Королем, олицетворяющим природный дух, и Королевой, олицетворяющей природу и богиню плодородия, игралась символическая Майская Свадьба.

Защитные обряды

    Бельтайн - это еще один праздник, связанный с рубежом между светлой половиной года и темной. И в это время, как и в Самайн, стирались границы между нашим и Иным мирами. Поэтому люди стремились уберечь себя от случайного или не очень случайного контакта с различными духами.

    Как и в любой священный праздник, необходимо было защищаться от злых духов. Такой защитой в Белтайн служили Майская ветвь, повешенная на дверь, и Майский Куст, который сажали во дворе и украшали. Эта Ветвь и Куст были сделаны из ветвей рябины.
    Одним из способов сохранения своего счастья на следующий год являлась охрана своей собственности в канун первого мая. Помните, на Самайн было принято давать что-то любому, кто попросит? Так вот, на Белтайн было все наоборот. В Шотландии был обычай, по которому, в канун 1-го мая нельзя было давать никому свою посуду или что-либо иное, иначе «это будет использовано для вынесения из дома дающего будущей прибыли». Так же нельзя было делиться продуктами, огнем или водой.
    В качестве оберега для домашнего скота над дверьми хлевов могли помещать кусочки ясеня либо ветка ясеня с зарубками (возможно, с огамической надписью). «Ясень в закромах, ведьмы – вон» - так говорили кельты.
    Ветки боярышника, украшавшие ворота в этот день, привлекали удовольствие и защиту, а так же давали надежду на лучшее.

    Считалось, что в Бельтайн любая вода обладает магической защитной и исцеляющей силой. Поэтому каждый стремился первым взять из своего колодца воду - эта вода называлась "вершина колодца" или "удача колодца". Если же кто-то хотел навредить соседу, то он имел шанс лишить соседа везения и благополучия на весь год - достаточно было взять соседскую воду первым. Роса также наделялась магической силой, поэтому женщины перед восходом солнца шли в лес и с первыми лучами солнца омывали себя росой, чтобы сохранить свою молодость и красоту.

    Чтобы защитить себя от различных проказ фейри, люди в период празднования Бельтайна старались не уходить далеко от своих домов и не спать вне дома. Если же была нужда куда-то идти, то в карман клали кусочек железа, истлевший уголек или веточку горного ясеня - эти вещи считались оберегами от проникнувших в наш мир фейри. Чтобы задобрить жителей Иного мира, люди оставляли еду на пороге дома, на одинокорастущем кусте или в ином месте, где предполагалось появление фейри. Чтобы не заблудиться в тумане, который был ничем иным, как проказничеством потусторонних сил, нужно было надеть верхнюю одежду наизнанку - это смутит их и даст возможность сбежать. Если на дороге валялась какая-то вещица, ее нельзя было подбирать и тем более оставлять себе - мало ли чья это вещь.

Пища на Бельтайн

     Солнце набирает свою силу, становится теплее, радость приходит к людям, но запасы еды подходят к концу. Именно по этому люди не делились ничем в Бельтайн. Эти весенние месяцы, когда природа только проснулась, но еще не дала обильный урожай, называли "голодными". Соответственно, основной пищей в праздник было то, что давали коровы и овцы - молоко, масло и сыр (его еще называли "белым мясом" или "летней пищей"). Также могли есть съедобные травы (крапиву, например) и ранние ягоды.

    Если у хозяйки на праздничном столе стоял пудинг - это говорило о том, что она была достаточно бережлива всю зиму и у нее осталось зерно или мука из запасов, сделанных осенью. Бережливость была очень ценным качеством для кельтов.

Гадания в Бельтайн

     Основные гадания и предсказания, конечно же, касались будущего пастбищного и сельскохозяйственного сезона. Поэтому друиды внимательно следили за луной, ветром и количеством осадков, и делали свои предсказания. предсказывали, что если в мае часто шел дождь, то будет хороший урожай зерна и сена. Холодный ветер с востока нес в себе похолодание и трудные времена. Снег в Бельтайн вообще считался дурным знаком, не сулящим ничего хорошего для фермеров.

    Считалось, что тот, кому повезет накануне праздника или в сам праздник, будет удачлив весь сезон. Но если не повезло... Кельты боялись на кануне или в сам праздник получить какую либо травму или заболеть, так как они были особо опасными и трудноизлечимыми.

    Конечно же, не обходилось и без гаданий на суженого. Девушки, чтобы узнать имя будущего мужа гадали на... улитке или слизняке) Для этого она должна была до восхода солнца в Бельтайн пойти в сад и найти улитку или слизня. Затем положить его на тарелку с мукой и накрыть листом капусты. конструкцию уставляют на некоторое время и открывают только после рассвета. Если все сделано правильно, девушка могла прочитать инициалы будущего мужа, оставленные на муке ползущей улиткой или слизнем.

    Можно было погадать на будущий год с помощью кукушки. Но услышать кукушку в Бельтайн скорее было дурным знаком, чем хорошим. Так, кукование справа сулило удачу, но кукование слева сулило дурную судьбу, а кукование со двора церкви вообще к смерти в семье. Если услышать кукушку до завтрака, будет голодный год.


Комментариев нет:

Отправить комментарий